Mortal Kombat (русск. Смертельная битва; сокр. — MK) — популярная серия файтингов, созданная компанией Midway. Mortal Kombat начинался как серия игр для аркадных игровых автоматов. Acclaim Entertainment занималась портированием игры на домашние консоли. Сейчас Midway, купленная Warner Brothers, создаёт новые игры серии исключительно для домашних консолей. Mortal Kombat особенно известен тем, что при создании первых игр серии использовались спрайты, сделанные из видеосъёмок живых актёров, в то время как в других файтингах использовали рисованные спрайты. Также Mortal Kombat отличается от других игр своего жанра уровнем жестокости и крови. Наиболее ярким примером жестокости в MK является система кровавых добиваний, требующая нажатия специальной последовательности кнопок. Это послужило одной из причин создания организации Entertainment Software Rating Board, занимающейся раздачей компьютерным видеоиграм возрастных рейтингов.
Ещё одной известной чертой серии MK стала тенденция заменять английскую букву «С» (во многих словах английского языка произносится как глухой звук «к») буквой «K» в своём лексиконе, включая само название игры, в котором «Combat» было заменено на «Kombat».
Краткая история
Первый Mortal Kombat был создан как ответ на популярный файтинг Street Fighter 2 от компании Capcom. Вместо рисованной мультипликационной графики в игре использовались спрайты, сделанные из оцифрованного видео с живыми актёрами. Критики утверждали, что показная жестокость была включена в игру только для того, чтобы вызвать общественный протест и споры, и, тем самым, привлечь внимание общественности к игре. Хотя и весьма спорная, смесь реализма и жестокости сделала Mortal Kombat популярной. Вся серия игр известна чрезмерной жестокостью, которая включает жестокие добивания под названием Fatality; удары, разбрызгивающие кровь, и нереалистичные показны́е спецприёмы.
Наследие
Компания Midway создала десять игр серии Mortal Kombat для аркадных автоматов и домашних консолей. Начиная с семнадцатой (или восьмой основной) части, Mortal Kombat vs. DC Universe, игры разрабатываются под эгидой Warner Brothers. Mortal Kombat 4 перевёл серию в 3D, заменив оцифрованных бойцов на полигональные модели. Mortal Kombat: Deadly Alliance отказался от традиционной для MK системы боя из прошлых игр, дав взамен каждому бойцу несколько различных боевых стилей. К тому же, это был первый MK, включавший в себя режим «Konquest», который в следующих частях был развит до полноценной сюжетной приключенческой игры. Deadly Alliance стала первой игрой в серии, которая была выпущена сразу на игровых приставках, указав на упадок рынка аркадных автоматов в США. Следующая игра серии − Mortal Kombat: Deception (во Франции названа MK: Mystification, а порт для PSP — MK: Unchained) также включала в себя несколько новых игровых режимов: Puzzle Kombat, похожий на Тетрис, и Chess Kombat (подобие шахмат).
Mortal Kombat: Armageddon — завершила современную историю мира MK, включив в себя всех бойцов, которые когда-либо появлялись в серии. Также в MKA появилась новая мини-игра, похожая на Mario Kart, — Motor Kombat. Серия также включает три игры, не являющиеся файтингами: квест-платформер Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero, платформер Mortal Kombat: Special Forces и экшн-платформер Mortal Kombat: Shaolin Monks. Последней игрой серии на данный момент является Mortal Kombat vs DC Universe. Игра представляет собой кроссовер между вселенной Mortal Kombat и миром американских комиксов от издательства DC, в который входят такие персонажи, как Супермен, Бэтмен и Джокер. Игра создана на движке Unreal Engine 3.
Выход новой игры серии, названой просто Mortal Kombat, без подзаголовков и номера, назначен на март 2011 года. Игра будет представлять из себя пересказ первых трёх частей игры с изменённым сюжетом, а по геймплею игра будет похожа на классические 2D части серии. Как и Mortal Kombat vs DC Universe, Mortal Kombat использует Unreal Engine 3.
Добивания, которые появлялись в серии, включают помимо «традиционного» Fatality:
Friendship (русск. дружба) — предложение проигравшему противнику символа дружбы.
Babality (русск. младенчество) — превращение проигравшего бойца в ребёнка.
Animality (русск. озверение) — превращение в животное с последующим растерзанием оппонента.
Brutality (русск. жестокость) — уничтожение врага при помощи длинной комбинации ударов.
Hara-Kiri (русск. харакири) — спецприём, позволяющий проигравшему сопернику выполнить самоубийство до того, как выигравший боец сделает ему Fatality.
Multality (русск. приближ. серийный удар) — уничтожение врага особым видом фаталити в Mortal Kombat: Shaolin Monks.
Heroic Brutality (русск. героическая жестокость) — аналог фаталити для супергероев DC в игре Mortal Kombat vs. DC Universe.
Babality и Friendship были созданы в качестве шутливых, «не жестоких» добиваний — своего рода «укол» в сторону американской Комиссии Конгресса по расследованию насилия в видеоиграх, которая очень жёстко критиковала серию. Многие фанаты были обеспокоены введением таких добиваний, которые, по их мнению, портили мрачный стиль игры. Стиль «откровенной жестокости» и мрачная атмосфера вернулись в Mortal Kombat только с выпуском МК4. Из-за откровенно показанных сцен жестокости MK всегда был темой для обсуждения и всегда оставался в центре дебатов о насилии в видеоиграх.
Смена палитр и боевая система
Mortal Kombat больше других файтингов середины 90-х годов был знаменит перекрашиванием некоторых спрайтов персонажей, для того чтобы использовать их в качестве новых бойцов. Это наиболее ярко отразилось в случае с персонажами типа «ниндзя». Многие популярные бойцы в игре были созданы при помощи такого перекрашивания. Однако, в отличие от других «перекрашенных» персонажей, типа Рю, Кена, Акумы и других, у которых были разные головы и которые из-за этого более отличались друг от друга, перекрашенные персонажи MK имели разные спецприёмы, делающие каждого бойца более уникальным с точки зрения геймплея. Перекрашенные персонажи состоят из 8 мужчин-ниндзя: Скорпион, Саб-Зиро, Рептилия, Смоук, Эрмак, Рейн, Нуб Сайбот и Хамелеон; 4 женщин-ниндзя: Китана, Милина, Джейд и Кхамелеон; и трёх кибер-ниндзя: Сектор, Сайракс и Смоук-киборг — т.е. почти четверть от общего количества бойцов. Когда серия перешла в 3D, каждый ниндзя получил свой более уникальный облик (особенно это коснулось Рептилии, который стал более похож на ящера).
Двухмерные игры серии редко сравниваются со своими современниками в плане различия геймплея у разных персонажей. Персонажи двухмерных частей MK, за исключением секретных персонажей и неиграбельных боссов, различались только спецприёмами и добиваниями. В то время, как персонажи в других файтингах различались по скорости, дальности ударов, весу, обычным приёмам, силой приёмов, скоростью ходьбы, высотой прыжка и так далее. Само собой это привело к увеличению важности спецприёмов в геймплее, так как они были единственной уникальной особенностью персонажей. По сравнению с другими файтингами того времени, MK имеет больший набор различных спецприёмов. На этот счёт имеются два мнения: критики утверждают, что геймплей MK хуже, из-за отсутствия сложности по сравнению с другими играми того времени. Те же, кто поддерживают геймплей MK, считают, что сложность геймплея делает игру более трудной для обучения и не добавляет реальной тактической глубины. В любом случае, в играх из серии MK, вышедшие после MK4, разработчики изменили это, дав всем персонажам разные наборы обычных ударов (боевых стилей). Большая часть персонажей имеет в этих играх два рукопашных стиля боя и один — с оружием. Только бойцы типа Онаги представляют собой исключение — у них только один стиль боя. Для MKA количество боевых стилей было уменьшено до 2 на персонажа.
«Пасхальные яйца» и секреты
Mortal Kombat был одной из первых игр, которые включали в себя секретных персонажей и «пасхальные яйца». В Mortal Kombat 3, к примеру, была спрятанная игра — Галаксиан. Многие секреты в серии требовали для открытия сложных действий и случайностей. В 1992 году, в первой аркадной игре серии, во время сражения на фоне Яма (The Pit), игрок мог получить право на сражение со скрытым бойцом Рептилией. Для этого ему было необходимо победить с двумя Чистыми Победами (то есть не получить ни одного удара), сделать Фаталити и не нажимать блок во время боя. Также необходимым условием было, чтобы во время боя на фоне Луны пролетали различные предметы. Рептилия был по сути объединением Скорпиона и Саб-Зиро: он использовал приёмы обоих бойцов, а также был быстрее остальных персонажей. В MK2 Рептилия был переработан в полноценного персонажа со своими приёмами, и стал доступен с самого начала игры. В первой и второй части MK на Сеге Генезис были свои, уникальные для этой версии, пасхальные яйца — на фоне Яма в MK1 на фоне луны иногда пролетала голова президента Проуб Софтвейр (Probe Software) Фергюса МакГоверна, в MK2 Рейден на фоне Оружейная мог исполнить специальное добивание Фергалити. Некоторые пасхальные яйца происходят из шуток, которые ходили внутри компании Мидвей. Наилучший пример — это знаменитое «Toasty!», которое попало в игру в виде небольшого изображения Дэна Фордена (композитора серии), которое появлялось из угла экрана во время игры (как правило после исполнения апперкота) и пело: «Toasty!» (игроки могли сразиться со Смоуком, когда изображение появлялось на фоне Портал в MK2, для этого нужно было нажимать Вверх + Старт во время произношения Toasty!). Следующие игры серии, включили в себя некоторые другие шутки произошедшие таким же способом. В MK4 персонажи быстро произносили непонятные фразы и крики во время боя (по большей части — глупые словосочетания на испанском, типа «Играй на пианино») в стиле похожем на выкрики Рейдена в первых двух играх. Ещё одна интересная деталь в MK4, Форден также выкрикивал «Toasty 3D!» Также «Toasty!» появляется в игре Mortal Kombat: Shaolin Monks, случайно во время проведения комбо. Нажав кнопку Start во время выкрика «Toasty!» можно получить 1000 очков опыта.
Также очень распространённым был слух о присутствии в первой игре Mortal Kombat красного ниндзя Ермак: об этом писали многие игровые журналы. По слухам, Ермак появлялся из-за ошибки в игре, которая перекрашивала Скорпиона из жёлтого цвета в красный, а имя заменяла на сообщение об ошибке: «Error Macro» (имя Ermac является сокращением этого сообщения). Некоторую роль в появлении слухов об этом персонаже сыграла и строка статистики в первых релизах игры с обозначением «Ermacs», значение которой никогда не менялось. Также подливала масла в огонь надпись «Ermac Who?», которая появлялась иногда в MK2 перед боем. Но в этой же части игры разработчики анаграммой «Ceamr Odse Nto Exits» (расшифровывается как «Ermac Does Not Exist» — с англ. «Ермак не существует») опровергли слух о существовании Ермака. В аркадной версии нового Ultimate Mortal Kombat 3 разработчики всё же решили создать персонажа Ермак как секретного, играбельного бойца со своими приёмами, открыть которого можно введя несложный код — 12344-44321. В версиях для домашних консолей он был доступен с самого начала игры.
Ещё в игре Mortal Kombat можно более легко сразиться с Рептилией если на мосту сделать противнику фаталити и ввести код ABACABB.
В консольной версии Mortal Kombat Ultimate (на Sega Genesis) можно играть за Смоука-человека, если выбрать Смоука-Киборга и перед самой загрузкой поединка (пока экран ещё чёрный) зажать на джойстике все шесть кнопок. Смоук-человек дымит и повторяет все приемы Скорпиона, но при этом имеет собственный портрет.
В Mortal Kombat II на арене The Pit II на втором мосту можно увидеть стоящих в боевой стойке Лю Кенга в зелёных штанах и некого горящего человека. Первый получил прозвище Хорнбакл (англ. Hornbuckle) из-за строки появляющейся в игре после титров «Who is Hornbuckle?» (с англ. «Кто такой Хорнбакл?») связанной с именем одного из тестеров игры. Горящий человек получил у фанатов прозвище Торч (англ. Torch — Факел) и позже был введён в MKDA в качестве секретного персонажа под именем Блейз (Midway не смогли назвать его Торч из-за проблем с авторскими правами). Персонаж Hornbuckle появился только в фанатских ремейках Mortal Kombat на движке Mugen.
Спин-оффы
Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero (1997). Первый спин-офф серии МК посвящённый популярным персонажам серии. MKM:SZ был посвящён первому Саб-Зиро и рассказывал о его миссиях, которые происходили перед первой частью игры Mortal Kombat.
Mortal Kombat: Special Forces (2000). Игра жанра боевик, хронологически происходившая также до первой части игры Mortal Kombat, была посвящена Джаксу и его охоте на Кано. Игра была сильно изменена после ухода Тобайса из Midway.
Mortal Kombat: Shaolin Monks (2005). Также боевик (с дополнительным Versus-режимом) в котором главными героями были Лю Кэнг и Кунг Лао, и который по сути представляет альтернативный рассказ о событиях происходивших во время Mortal Kombat II. В качестве бонуса игроки также могут управлять Скорпионом и Саб-Зиро.
Mortal Kombat vs. DC Universe (2008). Кроссовер между мирами Mortal Kombat и вселенной издательства DC Comics.
Единая Сущность и Старшие Боги
В начале времён существовало только два типа существ: Старшие Боги и Единая Сущность. Единая Сущность получала силы, вытягивая их из Старших Богов. Старшие Боги объявили войну Единой Сущности, чтобы спасти себя. В конце концов, Старшие Боги создали 6 орудий названных Камидогу. Когда они использовали орудия, Единая Сущность распалась на множество частей, но сознание Сущности выжило. Камидогу оказались затеряны в 6 частях Единой Сущности. Эти части стали Реальностями, и в них начала развиваться жизнь. Всего существует 6 главных Миров: Земное Царство, Нижнее Царство, Внешний Мир, Мир Порядка (Сейдо), Мир Хаоса и Эдения, в каждом котором имеется Камидогу, содержащее эссенцию этого мира. Старшие Боги постановили, что жители одного Мира могут завоевать другой, только одержав десять побед подряд в турнире «Смертельная Битва». Старшие Боги наблюдали за Мирами и правили ими с несказанной мудростью, но один из Старших Богов, известный как Шиннок, поддался жадности и иллюзиям о безграничном могуществе. Он захотел получить новую реальность Земли для себя, но Старшие Боги назначили молодого бога грома Рейдена защищать Землю. Битва между Рейденом и Шинноком была жестокой и едва не уничтожила Землю, ввергнув планету в века тьмы. Рейден узнал, что Шиннок попал в реальность, используя магический амулет. Амулет позволил ослабить границы реальности и войти в неё без проведения турнира, также он не позволил Старшим Богам вмешаться. Вынужденный выбирать между уничтожением расы Ящеров, живущих на Земле, или победой над Шинноком, Рейден выбрал второе. Рейден лишил Шиннока его амулета и при помощи Старших Богов скинул Шиннока в Преисподнюю. Рейден захоронил амулет глубоко в горах Азии и создал огромный храм, назначив четырёх стражников. Эти стражники представляли элементы, из которых была создана Земля: Ветер (Фуджин), Земля, Вода и Огонь. Шиннок будет заточён в Нижнем Мире ровно столько, сколько Амулет будет находиться на Земле.
Пророчество Армагеддона
Спустя некоторое время после создания миров, у бога-защитника Эдении, Аргуса и его жены-колдуньи Делии родились дети: Тэйвен и Дэйгон. Делия могла видеть пророчества, касающиеся будущего. Одно из событий, которые она увидела во время своих видений, было полное уничтожение всех миров в результате появления слишком большого числа сильных воинов. Старшие Боги потребовали предохранить вселенные от уничтожения и поручили задание Аргусу и Делии. Делия предсказала, что битва достигнет своего апогея в кратере в Эдении, среди руин. Аргус приказал построить пирамиду внутри кратера, в то время как Делия создала огненного элементаля по имени Блэйз. Блэйз содержал в себе силы, достаточные, чтобы остановить воинов. Аргус желал, чтобы все воины были уничтожены, но Делия хотела менее жёсткого решения проблемы: отнять у воинов все их силы. Они решили, что отправят своих детей состязаться друг с другом, и победивший займёт место нового защитника Эдении. На пути к битве с Блэйзом каждому из братьев понадобится достать меч из одного из храмов их отца в Земном Царстве и доспехи из одного из храмов их матери, также в Земном Царстве. Один из доспехов может уничтожить всех воинов, второй — лишить их сил. По сути, это состязание будет, как игра в орёл-или-решка между Аргусом и Делией, случайность решит, что произойдёт с воинами. Братья были вызваны во дворец в Эдении, где они попали в ловушку Аргуса и были погружены в сон. Их обоих поместили внутрь гор в Земном Царстве, а в качестве стражника к ним приставили Драконов. Тэйвена охранял Золотой Дракон — Орин, за Дэйгоном присматривал Красный Дракон — Каро. Когда Блэйз подаст сигнал, драконы должны будут разбудить своих подопечных, и состязание начнётся.
Трон Внешнего Мира
Долгое время во Внешнем Мире правил император Онага. Онага был первым императором Внешнего Мира, который объединил до этого разрозненные регионы в одну империю. Он начал завоёвывать другие реальности, присоединяя их к Внешнему Миру, и добавляя территории и могущества своей Империи. Секрет военных побед Онаги заключался в его непобедимой и почти неуязвимой армии. Сердце Онаги позволяло ему воскрешать мёртвых, таким образом он мог воскрешать убитых солдат снова и снова. Онага хотел жить вечно, используя последнее яйцо дракона. Его жрецы наложили заклятие, которое переместит дух Онаги в крошечного дракона и с помощью этого он получит вечную жизнь. Именно в этот момент, Шао Кан, который был советником Онаги, решил нанести удар. Онага был отравлен, и Шао Кан захватил контроль над Внешним Миром. Правда, в отличие от Онаги, Шао Кан оказался неспособен управлять Внешним Миром, как объединённой империей. Всюду происходили бунты, творился хаос и беспорядок. Как и Онага, Шао Кан решил расширить свои владения за счёт завоёванных миров. Он атаковал и завоёвывал множество маленьких миров, медленно, на протяжении тысячелетий укрепляя своё могущество. Наконец, он накопил достаточно сил, чтобы присоединить к своей империи царство по величине такое же как и Внешний Мир — Эдению. Чтобы захватить Эдению, Кан должен был победить в священом турнире, и в случае успеха он получал право объединить два мира. Несмотря на все старания лучших воинов Эдении, Кан одержал победу и Эдения была завоёвана. Законный правитель Эдении король Джеррод был убит, его королева Синдел, стала женой Шао Кана, и их дочь Китана стала воспитываться Императором. Синдел не смогла вынести мысли о том, что она стала женой Кана, и покончила жизнь самоубийством.
Начало Смертельной Битвы
Через несколько тысячелетий, после завоевания Эдении и многих других миров, Шао Кан наконец начал планировать захват Земного Царства. Он послал Шан Цунга, чтобы тот захватил контроль над турниром Шаолиньских монахов и превратил его в состязание между лучшими бойцами Земли и Внешнего Мира. Рейден направил лучших бойцов Земли в Общество Белого Лотоса: организацию созданную, чтобы каждые 50 лет воспитывать нового чемпиона для турнира. Великий Кунг Лао был одним из таких воинов. Он победил Шан Цунга и стал Великим Чемпионом. Лао продержал этот титул только в течение одного поколения и был убит, новым союзником Цунга — принцем и наследником из расы Шокан по имени Горо. Горо одержал победу в последующих 8 турнирах, таким образом максимально приблизив Внешний Мир к захвату Земного Царства. За два года до событий следующей Смертельной Битвы, Кван Чи нанял Саб-Зиро Старшего, чтобы помочь ему достать древний амулет. Во время кражи карты из Шаолиньского монастыря, на которой была изображена дорога к храму в котором хранился амулет, Саб-Зиро убил ниндзя по имени Ханзо Хасаши из клана Ширай Рю, человека, в будущем более известного, как Скорпион. После кражи карты Саб-Зиро предпринял отчаянное путешествие через Земное Царство, победил богов Ветра, Земли, Воды и Огня, и в конце концов добыл амулет, который у него тут же забрал Кван Чи. После этого к Саб-Зиро явился Рейден и открыл ему тайну амулета. Неохотно Саб-Зиро согласился отправиться в Преисподнюю и вернуть амулет. Миссия Саб-Зиро закончилась успехом, и амулет был возвращён Рейдену. Чего не знали ни воин Лин Куэй, ни бог грома, так это того, что Кван Чи подменил амулет на подделку, которую и украл Саб-Зиро у Шиннока. Настоящий амулет остался у Кван Чи, который ждал своего часа, чтобы нанести удар. Два года спустя Земля послала своих лучших воинов, чтобы выиграть десятый турнир и сохранить свободу Земного Царства. Среди войнов были Лю Кенг, Соня Блэйд и Джонни Кейдж. С помощью Рейдена воины Земного Царства одержали победу, и Лю Кенг стал новым чемпионом турнира. Скорпион снова сразился с Саб-Зиро и на сей раз вышел победителем, отомстив за свою гибель и гибель своей семьи. Разъярённый поражением Шан Цунга, Шао Кан приказал ордам Таркатанов атаковать академию Ву Ши, в которой воспитывался Лю Кэнг. Таркатаны перебили большую часть друзей Лю Кэнга и разозлили его настолько, что тот последовал за войнами Кана во Внешний Мир. В своём путешествии он оказался не один, к нему присоединились: Кунг Лао (потомок Великого Кунг Лао), Джонни Кейдж и майор Джэксон Бриггс (Джакс), который отправился в путешествие, чтобы найти во Внешнем Мире Соню Блэйд. И хотя они знали, что направляются в ловушку, им удалось расстроить планы Шао Кана и спасти Соню из плена. Шао Кан ответил на это поражение, воскресив королеву Синдел в Земном Царстве, что позволило ему нарушить правила турнира и присоединить Землю к своей империи. Воины Земли снова собрались вместе, и снова смогли победить Шао Кана, покончив с его угрозой и сильно ослабив позиции императора во Внешнем Мире. Кан был ранен, но что было ещё хуже для него, Эдения снова стала свободным миром.
Возвращение Шиннока
Во время своего пребывания в Нижнем Мире, Шиннок сплотил вокруг себя целую армию союзников, готовую отомстить за поражение своего лидера от рук Рэйдена. С помощью замаскированных союзников в Земном Царстве и Внешнем Мире (Нуб-Сайбота и Тани) Шиннок сбежал в недавно освобождённую Эдению и смог вернуться на небеса. Он похитил королеву Синдел и принцессу Китану во время захвата Эдении. Затем, будучи на Небесах, Шиннок нанёс настолько большой урон насколько смог, разрушив всё, что можно, а также убив нескольких Старших Богов и богов рангом ниже. Фуджин и Рейден смогли сбежать на Землю, где они собрали группу бойцов, для участия в ещё одной битве за существование миров. После длинной и тяжёлой битвы Лю Кенг смог победить Шиннока, снова став чемпионом Смертельной Битвы. Шиннок опять был сослан в Нижний Мир. Также в этом мире оказался и его ближайший союзник — колдун Кван Чи, который попал сюда вместе со Скорпионом, после того, как Скорпион наконец узнал, что настоящим убийцей его семьи и клана был не Саб-Зиро старший, а Кван Чи.
Смертельный Альянс
После долгого пребывания в Нижнем Мире, Кван Чи, смог сбежать через секретный портал, после чего он заключил союз с Шан Цунгом, предложив тому вместе править миром. Кван Чи создал огромный вихрь из душ (Солнадо) во дворце Шан Цунга, с условием, что тот будет использовать часть душ для оживления солдат мумифицированной армии Короля Драконов. Вместе они атаковали Шао Кана, убив императора. Позже выяснилось, что они убили магического клона Кана, а сам правитель Внешнего Мира сбежал из дворца. Затем Смертельный Альянс прибыл на Землю, где Цунг при помощи Кван Чи убил Лю Кэнга, забрав душу чемпиона Смертельной Битвы. Рейден снова собрал команду земных войнов для сражения с колдунами. Также в событиях участвовали вампирша Нитара, которая искала способ отделить свой мир от Внешнего Мира, и Ли Мей, чья деревня была порабощена войсками Смертельного Альянса под предводительством Кено, Сайрэкс, чью человеческую сущность восстановили Соня и Джакс, и Кенши, воин-мечник, ослеплённый по вине Шан Цунга. К несчастью, Земные воины не смогли остановить колдунов и были убиты таркатанами.
Армагеддон
Во время событий связанных с возвращением Короля Драконов, пророчество Делии, о конце света начало сбываться. Дейгон был ошибочно разбужен драконом Каро, который принял потерю связи с Блэйзом за сигнал к пробуждению Дейгона и началу состязания. Дэйгону удалось узнать в чём была суть состязания, и он стал просто одержим идеей захватить эту богоподобную мощь в свои руки. Он создал организацию Красный Дракон (названную так в честь дракона который его разбудил) и поработил Каро, для того, чтобы использовать его возможности по открытию порталов для нужд своей организации. Основной задачей Красного Дракона было обнаружить местонахождение Блэйза и убийство Тэйвена. Когда Тэйвен наконец был разбужен, во время возвращения Онаги, он обнаружил, что его постоянно пытаются убить посланники Красного Дракона. Тэйвену удалось попасть во дворец своего отца, где он должен был обнаружить меч, но ему удалось лишь выяснить, что меч был украден. В храме своей матери, который превратился в штаб квартиру Лин Куэй, Тэйвен смог найти доспехи оставленные его матерью. В это же время Кван Чи объединил всех самых могущественных Лордов Тьмы, включая Шао Кана, Шан Цунга и Онагу, чтобы не дать силам Света получить силу заключенную в Блэйзе. Битва началась в кратере, посреди Эденийских руин, как и предсказывала Делия. Когда Тэйвен, наконец пришёл в руины, он столкнулся с Блэйзом, который рассказал ему о настоящей цели его путешествия: уничтожить воинов Мортал Комбата или отнять у них силы. Дэйгон также открыл правду о том, что он убил их родителей, тем самым мечом, которым он собирался убить Блэйза (именно Дэйгон украл меч Тэйвена). Однако, если пройти аркадный режим за Дэйгона, то в его концовке говорится о том, что их родители не были убиты, а их «гибель» была испытанием, которое Дэйгон не прошёл. Тэйвен и Дэйгон сразились друг с другом. Тэйвен выиграл битву, забрал свой меч и отправился на пирамиду Аргуса, которая поднялась из-под земли, после столкновения воинов в кратере. Воины начали пытаться забраться на верх пирамиды, чтобы сразиться с Блэйзом. По сюжету режима Konquest, Тэйвен стал тем, кто победил Блэйза и открыл новые силы. Чем закончился Mortal Kombat Armageddon пока неизвестно.
Концепция
Mortal Kombat изначально задумывался, как состязание, проводящееся исключительно на Земле, но в последующих играх серии это было изменено и МК стал турниром проходящим во всех мирах созданных Старшими Богами, в которых воины различных миров сражались с воинами Внешнего Мира. Одна реальность может потребовать проведения турнира, если она хочет захватить другой мир. Когда один мир требует проведения турнира, другой не имеет права отказаться. Турнир будет продолжаться до тех пор пока все участники кроме одного не будут выбиты из состязания и финалист не сразится с Чемпионом турнира. Как только один из миров одержит 10 побед подряд, он получит право захватить проигравшую реальность. Это единственный «законный» способ захватить другую реальность и любое нарушение правил будет считаться вызовом Старшим Богам. После победы в турнире старение Чемпиона будет замедлено Старшими Богами до следующего турнира.
Известные турниры
1000—500 лет до первого турнира Mortal Kombat: первый известный турнир Смертельной Битвы на Земле, созданный колдуном Шан Цунгом, который захватил под свой контроль турнир Шаолиня. Подчиняясь приказам Шао Кана, Цунг должен был победить в турнире. Планы колдуна и его императора были сорваны Великим Кунг Лао. 500 лет назад до первого турнира Mortal Kombat: Великий Кунг Лао был Чемпионом только на протяжении одного поколения. После этого его титул вместе с жизнью забрал новый воин Шан Цунга — принц Горо, который продолжил одерживать победы на протяжении последующих восьми турниров.
Mortal Kombat: молодой монах Лю Канг побеждает в турнире, тем самым прервав серию побед принца Горо и предотвращает вторжение из Внешнего Мира. Шан Цунг пытается убить Лю Канга, но проигрывает схватку, и убегает во Внешний Мир, потеряв контроль над турниром.
Mortal Kombat II: поддельный турнир, идея которого была предложена Шан Цунгом Шао Кану. Сам турнир был ловушкой для воинов Земли, а также служил отвлекающим манёвром от запасного плана Шао Кана по оживлению на Земле его королевы Синдел, благодаря которому он смог бы захватить Землю вне зависимости от исхода турнира во Внешнем Мире. Лю Канг снова одержал вверх, на сей раз победив самого императора. После этого официальных турниров Мортал Комбат не проводилось.
Mortal Kombat: Deadly Alliance: Шан Цунг и Кван Чи проводили турнир в котором победила Ли Мей. Турнир никогда не назывался Мортал Комбатом, и также, как турнир в МК2 этот турнир был «поддельным», поскольку колдуны были не намерены сдерживать свои обещания вне зависимости от исхода турнира.
Кино и телевидение
Mortal Kombat был адаптирован для двух полнометражных лент: «Смертельная битва» (1995) и «Смертельная битва: Уничтожение» (1997). Оба фильма не получили высоких оценок у критиков, но несмотря на это первый фильм собрал 70 миллионов долларов в США и 125 миллионов в мировом прокате (и тем не менее, первый фильм стал своего рода эталоном по части экранизации игр). Первый фильм также послужил «трамплином» для карьер режиссёра фильма Пола Андерсона и исполнителя главной роли Робина Шу. Второй фильм был встречен критиками ещё холоднее, и, что ещё хуже, фанатами серии, собрав, в результате, только 30 миллионов долларов в США. Третий фильм Mortal Kombat: Devastation сейчас находится в стадии разработки. Ориентировочная дата выхода — 2013 год. Франчайз Mortal Kombat также послужил основой для создания двух телесериалов: анимационного «Смертельная битва: Защитники Земли» (1996) и сериала «Смертельная битва: Завоевание» (1998—1999). Оба сериала продержались в эфире лишь по одному сезону, даже несмотря на популярность «Смертельная битва: Завоевание» среди фанатов.
В 1995 году на видеокассетах вышел анимационный приквел к первому фильму «Смертельная битва: Путешествие начинается».
14 сентября 1995 в Нью-Йорке началось шествие театрализованного шоу «Mortal Kombat: The Live Tour». Во время тура актёры разыгрывали сцены из истории Mortal Kombat. Побывав в около 200 городах США, шоу завершилось в 1996 году.
Другие товары, связанные с МК
Было выпущено несколько книжек-комиксов по МК. Первые две шли как бонус, который можно было заказать вместе с консольными версиями игр МК и МК2. Оба были нарисованы Джоном Тобиасом и считаются каноном. В то же время издательство Malibu Comics запустило официальную линейку комиксов по вселенной МК, в которую вошли два арка по шесть комиксов в каждом («Blood & Thunder» и «Battlewave») вместе с несколькими отдельными комиксами, в том чиcле, посвящённым различным персонажам серии. Выпуск комиксов закончился в 1995 году. В 1994 году музыкальная группа «The Immortals» по мотивам первой игры записала альбом в стиле техно под названием «Mortal Kombat: The Album». Композиция «Techno Syndrome» вошла в саундтрек первого фильма и среди фанатов считается официальной музыкальной темой MK. В «Techno Syndrome» вошёл знаменитый крик: «Mortal Kombat!!!» из рекламного ролика первой части игры.
В 1994 году фирма Hasbro выпустила серию игрушек по вселенной Mortal Kombat. Было сделано по две версии каждой фигурки: одна версия была основана на версиях персонажей из игр, другая на версиях из фильма.
Джефф Ровин написал роман «Mortal Kombat», который был опубликован в 1995 году к релизу первого фильма.
В 1996 году Brady Games создали карточную игру «Mortal Kombat Card Game».
Культурный материал, использованный в игре
Мифология серии позаимствовала многие элементы из различных легенд и мифов разных стран, преимущественно азиатских, в частности элементы из китайской и японских религий, языков и боевых искусств.
Организации
Общество Белого Лотоса, в котором состоял Кунг Лао, могло быть названо по имени тайного Общества Белого Лотоса, которое существовало во времена династий Юань и Мин. Белый лотос традиционно считается символом как смерти, так и чистоты. Также Общество Белого Лотоса иногда рассматривается, как буддийское. Члены Общества: Кунг Лао, Лю Кан и Кай.
Клан убийц Лин Куэй, из которого происходит Саб-Зиро, основан на тайном китайском культе Линь Гуй, который был известен своими мастерами воровства и шпионажа. Название Линь Гуй переводится, как «Лесные Демоны». Название это произошло от того, что члены культа жили в лесах поблизости от деревень и грабили, забирая ценности для своего клана. Считается, что этот культ был одной из причин появления искусства Ниндзюцу в Японии. Некоторые элементы, связанные с легендами вокруг клана, возможно послужили основой для истории о бегстве воина Такеды из Лин Куэй в Японию и основании клана Ширай Рю.
Лин Куэй часто ошибочно считается кланом ниндзя, что невозможно, так как Линь Гуй − китайский термин. В игре Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero главный герой говорит: «Я не ниндзя. Я Лин Куэй! Скорпион был ниндзя».
Члены клана: Тремор (бывший, ныне связан с Чёрным Драконом), оба Саб-Зиро, Смоук, Сайракс, Сектор и когда-то, возможно, Рейн.
Чёрный Дракон, возможно, базируется на легенде об историческом Обществе Чёрного Дракона.
Персонажи
Облик Рейдена создан на основе персонажа из фильма «Большой переполох в маленьком Китае», который также умел пускать молнии из рук. Имя «Рейден» взято из японской мифологии и принадлежит богу Грома, который внешне сильно отличается от Рейдена во вселенной Mortal Kombat. При разработке игры именем Лю Канга изначально было Минамото Йо Шин Суу, но по словам Джона Тобайса они решили поменять ему имя, потому что оно им не понравилось. Сам внешний облик персонажа основан на образе известного актёра Брюса Ли.
Горо изначально звали Рокуро и он был основан на персонаже из японской мифологии.
Прототипом персонажа Джонни Кейджа послужил бельгийский актёр Жан-Клод Ван Дамм.
Кинтаро также был основан на одноимённом персонаже из японского фольклора. Изначально он должен был выглядеть, как человекоподобный тигр, но от идеи пришлось отказаться, поскольку возникли сложности с созданием костюма.
Дизайн Сектора, Сайракса и Смоука-киборга был частично основаны на облике персонажа Хищник из одноимённой серии фильмов.