Зóмби (от банту-конголезского nzambi — бог) — не существует достоверного и единственного определения термина "зомби", одним из многих является определение верователей вудуизма- оживший мертвец, не способный мыслить, чувствовать и принимать самостоятельные решения, существующий только для того, чтобы исполнять приказы своего создателя — колдуна («бокора»). Также под термином "зомби" можно понимать еще несколько схожих определений. В современном представлении зомби это человек или животное, по какой-либо причине лишенное разума, пытающееся уничтожить или обратить остальное человечество, управляемый биологический робот, изготовленный из трупа, плоть без души.
Происхождение термина
Происхождение самого понятия «зомби» до конца остается неясным. Он попал на Гаити через рабов, вывезенных в начале XVIII века из западноафриканского государства Дагомея (современные Бенин и Того). Точное происхождение слова неизвестно до сих пор. По одной версии — это искаженное «нзамби», что на африканском языке банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой — это видоизмененное западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного черного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости.
Интерес к зомби как таковым возник сравнительно недавно. Первое упоминание о зомби относится к 1929 году. Именно тогда известный репортер «Нью-Йорк Таймс» Вильям Сибрук (William Buehler Seabrook) издал книгу «Остров магии», вышедшей в серии «Путешествие, не вставая с кресла». В «Острове магии» Сибрук описал свою жизнь на Гаити вообще и отдельно — в гаитянских джунглях в доме Маман Сели, знаменитой колдуньи. Благодаря ее доверию Сибрук смог лично присутствовать на многих вудуистских обрядах. В книге Сибрук охарактеризовал вуду как сложную смесь католицизма и западноафриканских поверий, включающую в себя магию и колдовство. Однако в книге, состоящей из четырех частей, магии посвящена лишь одна. Она называется «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника» и посвящена преимущественно зомбированию.
В течение года книга породила в Америке всплеск интереса к зомби. Уже в 1932-м продюсерская компания Виктора Гальперина выпускает полнометражный фильм «Белый зомби» с Белой Лугоши в главной роли, действие которого происходит на Гаити и где повелителем страшных, потерявших волю и разум существ, работающих на плантациях тростника, является белый господин со светскими манерами.
Зомби в Вуду
Термин «зомби» прочно связан с Вуду — магической практикой жителей островов Карибского бассейна (Гаити, Ямайка, Тринидад, Куба). Корни Вуду уходят в Западную Африку (Бенин), откуда привозились на Гаити рабы.
Для превращения человека в зомби необходимо прежде изъять у него душу.
Кража души
Колдун ночью подходит к двери дома намеченной жертвы, прижимает губы к дверной щели и высасывает душу спящего, помещая её потом в специальную бутыль. Человек, лишённый души, вскорости умирает, его хоронят, а в полночь после погребения колдун с помощниками раскапывает могилу. Произносится имя жертвы, после чего мертвец якобы пытается поднять голову — ведь колдун держит в руке сосуд с его душой. Как только он сделал это, сосуд подносится к носу покойного и открывается на долю секунды, как бы выпуская часть пленённой души. Считается, что при этом в тело возвращается жизнь. Завершая ритуал, колдун проводит оживлённого зомби мимо его дома и читает заклинания, чтобы навсегда лишить жертву памяти о прошлой жизни.
Другой способ кражи души заключается в том, что колдун подкладывает под подушку сосуд с магическими предметами, которые притянут к себе душу. Наконец, колдун может приготовить специальное снадобье, парализующее человека и тем самым лишающее его способности сопротивляться.
Цель зомбирования
Зомбирование используется колдунами по разным причинам. Обычно это делается из чувства мести к человеку, или же при желании заполучить рабочую силу. Лишённые чувств и мыслей, зомби являются идеальными исполнителями тяжёлой физической работы. Также допускается возможность сговора колдуна с дьяволом, в ходе которого последний в качестве оплаты за услуги требует человеческие души. В отличие от христианской веры в продажу дьяволу собственной души, колдуны Вуду платят за силу и власть душами других смертных. Среди людей, исповедующих религию Вуду, существует несколько способов защитить своих умерших близких от участи зомби. Состоятельные вудуисты заливают могилу бетоном, чтобы её невозможно было раскопать. Другие несколько ночей после похорон стерегут могилу — если труп начнёт разлагаться, то зомби из него уже не получится. Покойникам зашивают рот или набивают его землей, чтобы тот не смог отозваться, когда колдун назовёт его имя. Также часто в могилу кладут нож, чтобы умерший мог защититься от колдуна.
Порошок зомби
Существование зомби — факт, который не мог не заинтересовать учёных. Но научная трактовка зомбирования подвергает сомнению факт воскрешения трупа. Учёные склонны думать, что на жертву воздействуют с помощью специального «порошка зомби», который блокирует определенные участки мозга, отвечающие за жизнедеятельность организма (такие, как сердцебиение, дыхание, кровообращение), но странным образом оставляет нетронутым сознание. В итоге человек как бы умирает, а потом, по истечении некоторого времени (порядка суток), оживает. Этого времени достаточно, так как в жарких странах Карибского моря покойника хоронят в тот же день. Колдун откапывает «умершего» и возвращает его в сознание. Важно то, что снадобье не только создаёт видимость смерти, но и навсегда выводит из строя важнейшие мозговые центры, лишая человека памяти и способности мыслить. После пробуждения это существо уже нельзя назвать человеком, теперь это послушный бесчувственный зомби.
Правда, такая потеря памяти и осознания себя не всегда оказывается необратимой. Судить об этом позволяет несколько случаев, связанных с зомби. Некая Натагетта Джозеф умерла в 1966 году, о чём её родным была выдана справка из местного полицейского управления. Она была похоронена, а шесть лет спустя односельчане встретили её, блуждающую в окрестностях деревни, где она когда-то жила. В другом случае умерла 30-летняя женщина, о чём также была сделана запись в магистрате; однако через 3 года муж встретил её, находящуюся в состоянии «зомби». Она работала на плантации в отдаленной округе.
История с Клавдиусом Нарциссом получила особую огласку. У него была продолжительная тяжба с братьями по поводу земельных участков. Весной 1962 года он неожиданно заболел, и был помещён в больницу, где вскоре скончался. После соответствующего обследования в больнице Порт-о-Пренса, факт смерти был констатирован двумя ведущими медиками. Оплаканный родными, он был похоронен. Вскоре Нарцисс был похищен из могилы и увезён на одну из отдаленных ферм, на которой он очнулся от своего «сна» и, не помня себя, работал с сотнями таких же, как и он сам, в течение восемнадцати лет. Осознание действительности вернулось к нему неожиданно. Он сбежал с плантации, но родные, хоть и признали в нем Клавдиуса Нарцисса, побоялись иметь с ним дело, и Нарцисса поместили в госпиталь на восстановительное лечение.
По наблюдениям исследователя, проведшего на Гаити несколько лет, для превращения в «зомби» заранее выбирают наиболее физически сильных людей, чтобы потом, вернув к жизни, использовать их как рабов на плантациях сахарного тростника.
Многие исследователи посвятили себя разгадыванию тайны «порошка зомби», но всё было безрезультатно. Лишь один человек сумел проникнуть в секрет приготовления этого средства — американец по имени Уайд Девис (Wade Davis), который в ходе исследований привлекал к работе самих колдунов Вуду. Шаг за шагом, по крупицам Девис сумел определить состав «порошка зомби».
Этот порошок представляет собой смесь сильнодействующих ядов. В ингредиенты порошка входят:
иглобрюх (рыба-собака, рыба-смерть, Diodon hystrix);
жаба-ага (Bufo marinus);
жалящий морской червь;
большое обилие трав (к сожалению, более подробных сведений о травах нет; некоторые источники упоминают, что основным компонентом является растение из рода дурман (Datura)),
желчный пузырь человека (или крупного животного);
кости черепа недавно умершей мамбо (жрицы Вуду).
Первым и основным компонентом является рыба иглобрюх. Это чрезвычайно ядовитое морское создание, она содержит очень сильный нервно-паралитический яд — тетродотоксин, один из самых опасных ядов, для человека смертельной является доза в одну десятитысячную грамма (это превышает степень воздействия цианистого калия в 500 раз). Его же несмертельные дозы применялись в ветеринарии для обезболивания. Молекула тетродотоксина блокирует нервные импульсы, из-за чего у принявшего его полностью теряется чувствительность, он полностью обездвиживается, останавливается дыхание и наступает смерть, а в случае дозы чуть меньшей смертельной- состояние очень похожее на смерть, когда практически не прощупывается пульс и почти не чувствуется дыхание, что вводит в заблуждение врачей. Кстати, эта рыба, правильно приготовленная в Японии является деликатесом, при этом ошибка повара заканчивается для клиента весьма плачевно, и были случаи, когда людей хоронили заживо. Некоторым везло и они приходили в себя до похорон. Для приготовления порошка Вуду рыбу сушат на солнце несколько дней и затем измельчают в порошок, который ни в коем случае нельзя вдыхать, чтобы не отравиться.
На втором месте в списке ингредиентов «порошка зомби» стоит ядовитая жаба Bufo marinus. Для получения её яда колдун держит одну ночь жабу в банке вместе с морским червём, который кусает её и заставляет вырабатывать яд. В результате каратоидные железы жабы вырабатывают большое количество активных химических веществ — буфотеин, буфо-гении и буфотоксин. Утром жабу и червя убивают, сушат на солнце и тоже растирают в порошок.
Также колдуны используют желчный пузырь человека или крупного животного, некоторые травы, измельчённые человеческие останки (лучше всего детские), чёрный порох и тальк.
Все ингредиенты тщательно перемешивались и перемалывались в течение трех дней под ритуальные песнопения и сотворения веве до образования однородного порошка. Потом полученное вещество опускалось на один день в гроб с покойницей (мамбо, у которой ранее была изъята голова) для пропитывания состава исходящей из трупа силой, после чего снадобье становилось готовым к употреблению.
Сам процесс приготовления содержит в себе множество опасностей и очень сложен технологически, поэтому сделать «порошок зомби» под силу только опытным колдунам Вуду.
Одновременно с порошком колдун готовит и противоядие. Но оно предназначено не для «оживления» жертв, а для защиты от отравления участников процесса зомбирования.
Порошок наносился на кожу, через 10-15 минут жертва колдовства «умирала», а унган призывал лоа смерти — Барона Субботу, который помогал ему запечатать душу несчастного в бутыль, пробкой для которой служил предмет, ранее принадлежавший заживо погребенному. С помощью этой бутыли черный маг Вуду получал контроль над сознанием и телом жертвы, которое через двенадцать часов восстанавливало свои двигательные способности и становилось рабом у хозяина души.
Параллельно с теорией «порошка зомби» есть другое объяснение этого явления. Существует теория, в которой говорится о существовании слабой связи между астральным телом (душой) и материальной оболочкой в течение нескольких дней после смерти. Человек, обладающий экстрасенсорными способностями, может заново объединить душу и тело.
В другом варианте воскрешение объясняется тем, что колдун передаёт мертвецу часть своей жизненной энергии и, управляя этой энергией, заставляет зомби делать то, что ему необходимо. При этом тело зомби продолжает разлагаться, как и у обычного мертвеца, поэтому такой тип зомби весьма недолговечен.
Переосмысление идеи зомби в современной культуре
В настоящее время слово "зомби" часто употребляется в значении человека, который под внешним воздействием теряет способность самостоятельно мыслить и действовать. Все чаще говорят о зомбировании с использованием современных методов — социальное программирование, реклама, формирование общественного мнения, религиозное (патриотическое, националистическое и пр.) воспитание, различные психотехники (например, нейро-лингвистическое программирование, гипноз).
В фантастических произведениях искусства и литературы зомби — один из самых популярных видов нечисти.
Также зомби очень популярны как персонажи игр и фильмов. Эти зомби бывают разными. Например в «Обитель зла» зомби — это зараженные вирусом ученые, которые жаждают вкусить человеческой плоти. В «DOOM», это или ученые, мутировавшие из за неудачного эксперимента, или же спецназовцы, которых они покусали.