Группа Rush по праву считается одним из самых известных и авторитетных рок-коллективов Канады, основательницей стиля хард-н-арт. Правда, началось все, как это часто бывает, с подражания – в кумиры будущие участники Rush возвели не кого-нибудь, а британские супергруппы Cream и Yardbirds. Дело было в славном городе Торонто в самый разгар «молодежного движения»: на дворе стоял 1968 год. В средней школе с углубленным изучением истории познакомились сын югославских эмигрантов Саша Живойнович и отпрыск польских евреев Гарри Ли Вейнриб. Впоследствии Саша англизировал свои имя и фамилию, взяв звучный псевдоним Алекс Лайфсон, а Гарри Ли превратился в Гедди Ли, как звала его на идиш бабушка (а за ней весь белый свет, так и не сумевший запомнить трудную фамилию музыканта). Впрочем, сотрудничество молодых талантов началось не сразу. Сначала Алекс, с юных лет терзавший гитару, сколотил собственную команду The Projection, пригласив в нее своих соседей по улице басиста Джеффа Джонса и барабанщика Джона Ратси. Гедди тоже поигрывал на гитаре, имея перед товарищами одно несомненное преимущество – а именно гитарный усилитель, который The Projection иногда брали у него в аренду. Однажды Джефф заболел и Гедди подменил его на концерте, а когда Джонс покинул группу, Ли занял его место, переключившись с гитары на бас. Команда взяла гордое имя Rush («Рывок»). Но путь к славе был непрост. Долгие годы упорных репетиций в подвале, игра на танцульках и в кафе за символическую мзду, огромное количество кавер-версий и один-единственный сингл – вот все, чего достигла группа за шесть лет.
Но упорство принесло свои плоды. Молодой менеджер группы Рэй Дэниэлс раздобыл деньги, и за 48 часов студийного времени был создан первый крупный продукт творчества группы, названный просто и незатейливо – «Rush» (1974). На обратной стороне конверта красовалась надпись: «Для достижения наилучших результатов рекомендуется прослушивать на максимальной громкости». Стилистически этот альбом был явно ориентирован на Led Zeppelin. После того, как песню «Working Man» прокрутили по радио, на станцию обрушился шквал звонков – слушатели хотели узнать, где они могут купить новый диск знаменитого британского квартета. Это был импульс, с которого начался взлет популярности Rush. Группа с успехом съездила в Америку. Однако на гастрольной стезе коллектив поджидали неприятности: диабетик Ратси с трудом переносил длительные отлучки от дому, и вскоре решил покинуть группу.
Пришлось Гедди и Алексу устроить прослушивание, в результате которого место за ударной установкой занял дюжий парень по имени Нил Пёрт. К тому времени Нил испробовал уже многие способы зарабатывания денег (включая торговлю запчастями для тракторов), поездил по миру, поиграл на барабанах в нескольких командах, в том числе в группе под названием Hush. За свою начитанность и раздумчивость Нил получил прозвище Профессор. С его приходом глубже, философичнее и многограннее стали не только поэтические тексты, но и само художественное мышление группы, ее драматургические принципы и саунд. Группа приобрела свое собственное, ни на кого не похожее лицо. Конечно, большинство композиций из альбома «Fly By Night» (1975; продюсер – Терри Браун) еще можно охарактеризовать как отлично сыгранный веселенький хардёшник. Но уже в балладе «Rivendell» были заложены истоки тончайшей звукописи и хрупкой, почти невесомой рашевской лирики; в гимнической «Anthem» (в честь нее, кстати, был назван и собственный лейбл группы) чувствовалась твердая гражданственная позиция, а многочастная «By-Tor And The Snow Dog» – о битве двух всесильных квазимифологических существ – открывала серию эпических фэнтезийных композиций, которая продолжилась в дальнейшем творчестве Rush. За «Fly By Night» музыканты получили премию «Juno Award» (канадский аналог «Грэмми») как лучшая новая группа.
В том же 1975 году Rush выпустили свой третий альбом «Caress Of Still», в котором уже полностью обрели себя и свой неповторимый саунд. Втроем музыканты добивались такой мощности и плотности звучания, что и не снилась иному квинтету. Ломкий мальчишеский полудискант-полуфальцет Гедди, раньше подражавшего Планту (Robert Plant, теперь уже нельзя было перепутать ни с кем; басовая игра Ли отличалась отточенностью и выверенностью, по своей мелодизированности она соперничала с партией вокала. Гитара Алекса, сочетавшего принципы мелодической и аккордовой техники, была убориста и насыщенна, но в то же время всегда находилась чуть-чуть «сзади». Со всех сторон на слушателя обрушивалась канонада барабанов и перкуссий: «ударное» искусство виртуоза Пёрта не знало себе равных, ритмические перепетии сбивали с толку даже весьма искушенного в устном счете человека. Развернутые сюиты «The Necromancer» и «Fountain of Lamenth» знаменовали явный уклон в сторону арт-рока; сумрачная психоделия чередовалась с «забойными» риффовыми разделами, изысканная «менестрельская» акустика – с тяжеловесным ритм-энд-блюзом и графичными унисонами баса и гитары. В песенных текстах нашла дальнейшее развитие тема борьбы за власть. Увы, молодежь исканий не приняла – она хотела «ледзеппелина» и не признавала за группой права на выбор. Диск неожиданно был признан неудачным. Следующая работа должна была стать для Rush решающей – или пан, или пропал. Группа решила не идти на поводу у публики, а продолжить эксперимент.
Диск «2112» (1976), центральное место в концепции которого занимала одноименная композиция из семи частей, получился еще более «артовым». В нем впервые были использованы клавишные («Tears»), на которых играл постоянный художник-дизайнер группы Хью Сайм. Диск имел значительный успех, хотя и с некоторым оттенком скандальности. Именно в связи с композицией «2112», завершившей пёртовскую фэнтези-трилогию, журналисты обвинили группу… в фашизме! Дело в том, что главный стихотворец группы Нил давно уже увлекался творчеством английской писательницы Эйн Рэнд, описывавшей в своих произведениях тоталитарное общество, карающее всяческое проявление индивидуальности. Имя Рэнд даже ассоциировалось с правым политическим крылом. Отголоски философии Рэнд нашли отражение во многих поэтических текстах Пёрта, начиная с «Anthem», а в «2112» они обозначились еще более явно. Данная вещь-эпопея рисовала не столь далекое будущее, когда после межгалактической войны власть захватывала каста жрецов, накладывавшая табу на свободу творчества, что становилось причиной добровольной смерти главного героя-музыканта. Однако ни намека на фашизм произведение Rush не содержало. Следуя ходу мыслей журналистской братии, в фашизме можно было обвинить кого угодно, даже Д. Оруэлла!
В 1976 году вышел также первый концертник группы «All The World’s A Stage». Далее удачные и глубокие альбомы следовали один за другим, развивая идеи «2112», но не повторяя друг друга. «Farewell To Kings» (1977) и «Hemispheres» (1978) представляли собой «историю с продолжением». Композиция «Cygnus X-1, Book I» с первого из них повествовала о космическом путешественнике, бесстрашно несущемся к далекой звезде, а в «Cygnus X-1, Book II» со второго содержались рассуждения о вечном конфликте между эмоцией и мыслью, персонифицированных в образах Аполлона и Диониса. В музыке стало больше стилизационных моментов (ренессансные мадригалы, изысканные придворные танцы под лютню), полифоничность и структурно-драматургическая насыщенность художественного языка была доведена до предела, хотя в «Farewell To Kings» нашлось место и рок-антему «Closer To The Heart», и игривой «Cinderella Man». Впервые за свою историю Rush обратились к сфере чисто инструментальной музыки («La Villa Strangiato»). В это время, в связи с возрастающей вокально-инструментальной нагрузкой, каждый из членов группы превратился в настоящего человека-оркестр. И басист, и гитарист перешли на монстроидальные двухгрифовые инструменты, Гедди, к тому же, освоил клавишные и педальный бас, а Нил значительно расширил свой арсенал ударных, введя туда колокольчики, темпл-блоки, wind chimes и прочую экзотику.
Однако 70-е подходили к концу, а с ними уходила прочь и Великая Эпоха Хард- и Арт-рока, время умствований, витиеватостей и необыкновенных музыкальных красот. Это понимали и Rush. Они повзрослели, стали более зрелыми и реалистичными. Их интересовала современная наука, знание, техника, их привлекал человек наступающих 80-х, с его проблемами, поисками, его отношением к умным машинам и природе. Отныне Rush обращались к слушателю от имени собственного «я», они не придумывали истории, а повествовали о том, что происходило в окружающей их жизни. Альбом «Permanent Waves» вышел в свет 1 января 1980 года и сразу же возвел Rush в разряд модных и коммерчески успешных групп. Музыканты отказались от ритмических изысков и композиционных длиннот, взяли за основу аккордовую гитарную игру и жесткий бит, хотя их мышление по-прежнему оставалось столь же изощренным, как и ранее, о чем свидетельствуют композиции «Natural Science» и «Jacob’s Ladder». В своей следующей работе «Moving Pictures» (1981) Rush пошли еще дальше, сделав основную ставку на технократическое, хотя и несколько пессимистичное, тяжелое звучание синтезатора. Эмоциональная вершина диска – виртуознейшая инструментальная «YYZ», в вихревом движении которой проскальзывает нечто джаз-роковое. В 1981 году вышел и второй концертник группы «Exit… Stage Left».
Однако чрезмерное увлечение электроникой сыграло с Rush недобрую шутку: переначиненный ею диск «Signals» выдался откровенно скучным. Вновь повторилась ситуация второй половины 1975 года: интерес к группе стал падать, с ней расторг деловые отношения давний соратник, продюсер Терри Браун, внутри самого коллектива росла усталость друг от друга. Впрочем, неудача, как всегда, сыграла роль катализатора творческих идей, и в 1984 году команда выдала без скидок сильный альбом «Grace Under Pressure» (продюсер Питер Хендерсон), который был посвящен вопросу выживания человечества в ядерной войне. Особенно внушительна в этом смысле композиция «Red Sector A» (название смотровой точки на мысле Канаверал, откуда Rush наблюдали запуск «космического челнока»). Саунд отличался «волновостью», хотя гитара была вновь выведена на первый план. На этом же альбоме нашла свое завершение очередная концептуальная трилогия «Fear», которую Нил начал еще в «Moving Pictures».
Однако далее группу ждал еще один крутой поворот, во многом инспирированный новым продюсером Rush Питером Коллинзом. В альбомах «Power Windows» (1985) и «Hold Your Fire» (1987) Rush вновь вернулась к клавишно-ориентированному звучанию, на этот раз, впрочем, более мягкому, прозрачному, конфортному и масштабному. Гитару окончательно увели в самое поднебесье, а ее место занял симфонический оркестр и хор. 80-е завершились блестящим концертником «A Show Of Hands» (1989) и малоинтересным номерным альбомом «Presto» (1990). В то время группа собирала стадионы, однако внутри ее самой зрел творческий разлад, и не в последнюю очередь из-за того, что Rush – команде, начавшей свой путь в 70-х, в который уже раз предстояло доказать свою состоятельность, свое соответствие стремительно меняющейся траектории рок-музыки. И в начале 90-х Rush сделали новый рывок.
Группа радикально урезала все лишнее, почти вернувшись к тому несколько суховатому, аскетичному саунду, что отличал их первые альбомы. Rush не стеснялись использовать элементы различных ультрасовременных направлений (от гранджа до техно), всегда согласуя их со своими музыкальным стилем. «Roll the Bones» (1991), «Counterparts» (1993), «Test for Echo» (1996) – альбомы Rush 90-х так или иначе интерпретируют и комментируют сегодняшнюю постмодернистскую ситуацию, оставаясь при этом полными интеллектуального драйва и энергии (особенно среди этой тройки выделяется «Counterparts»). Каждый из музыкантов Rush вошел в Зал Славы Рок-н-ролла и признан высочайшим профессионалом в своей области (что подтверждено опросами различных СМИ и множеством премий), а группа в целом стала обладательницей целого списка солидных наград (включая «Juno», «Grammy» и даже «Орден Канады»). Алекс Лайфсон в 1995 году выпустил сольный альбом.
Однако в последующие годы сущетвование группы Rush – одного из самых устойчивых, авторитетных и популярных коллективов в истории рока – находилось под вопросом. В 1997-м несчастье пришло в дом Нила Пёрта, потерявшего менее чем за год свою дочь Селину, погибшую под колесами автомобиля, и жену Жаклин, скончавшуюся от рака. Нил отошел от музыкальной деятельности, начав вести жизнь затворника. Тем не менее, пластинки Rush продолжали издаваться – в 1999 это был тройной концертник «Different Stages», на котором представлены неизданные ранее «живые» записи. В конце 2000 года вышел первого сольного диска Гедди Ли, выдержанный, в общем и целом, в стилистике Rush. Некоторое время спустя появились сообщения и о возобновлении деятельности самой группы - Нил Перт женился во второй раз и готов вновь приступить к творческой работе.
Год 2002-й - Выходит новый долгожданный альбом альбом «Vapor Trails». Времена меняются, люди (в том числе мы сами) тоже, и встреча с любимой группой через несколько лет разлуки может обернуться недетской неожиданностью. Нет, не то чтобы легендарное канадское пауэр-трио Rush, безмолвствовавшее шесть лет в связи с добровольным затворничеством барабанщика Нила Пёрта, совсем было невозможно узнать. Новый студийный альбом группы был выдержан вполне в духе ее же работ эпохи 90-х, но только в значительно более жестком, шумном, «альтернативно»-волновом ключе. Принципиальной позицией Гедди Ли, Алекса Лайфсона и Нила Пёрта в этой работе был отказ от клавишных и каких-либо других дополнительных инструментов с целью приближения к «рок-н-ролльным корням», но обратной стороной стала и утрата симфоничности, «репрогрессивизация» музыки (по мнению многих поклонников и критиков сольник Гедди Ли «My Favourite Headache» был в этом смысле гораздо более «рашевым» - и с этим невозможно не согласиться). Начальные такты первой композиции шокируют: злобный спид-метал с вокалом а-ля Мэнсон! Зато техника игры на бас-гитаре Гедди Ли стала просто невероятной: заполняя звуковое пространство, он «рубит» аккордами так лихо, что аж мурашки по коже бегут. Саунд как таковой столь мощен, что, пожалуй, современные хардкоровцы и гранджеры могут отдохнуть. Но, увы, голос Гедди, запрятанный в толщах гитарных тремоло, звучит задавленно и маловыразительно, а музыкальный материал в целом кажется довольно однообразным, несмотря на вполне качественный тематизм и попытки украсить аранжировки с помощью полуакустических вкраплений. А главное - куда-то испарилось ранее присущее Rush умение быть глобальными, сверхнасыщенными, в нескольких музыкальных фразах раскрыть сущность мироздания и очертить гармонию сфер (хотя в заглавной вещи эта “планетарность” все же присутствует).
За спорным «Vapor Trails» и турне в его поддержку, запечатленным на DVD и CD на концертнике «Rush in Rio» последовало очередное затишье, прерванное на время лишь выпуском сборника каверов кумиров трио «Feddback» и серией выступлений, посвященных 30-летнему юбилею деятельности группы (юбилейный концерт во Франкфурте опять же был запечатлен на DVD - «R30»). В остальное время поклонников кормили всевозможными сборниками и переизданиями старых концертных записей («Replay X3»), но те, кто ждали, те дождались…
Летом 2007 года свет увидел последний альбом группы «Snakes & Arrows». Следует заметить, что многие скептически отнеслись к этому факт, памятуя неоднозначную работу 2002 года. Буквально каждая композиция пленит своей мелодичностью, энергетикой, вокал Гедди, пускай и обработанный эффектами, звучит замечательно. А самое главное, что группа, видимо, не спешит уйти на покой, турне в поддержку альбома длилось всю вторую половину 2007 года и продолжится как минимум до середины весны 2008-го!
8 апреля 2008 в свет выйдет новая концертная запись под названием «Snakes And Arrows Live», в сет-лите присутвуют как почти все композиции с последнего альбома группы, так и проверенные хиты с предыдущих работ.
Алекс так же отметился своей игрой на новом альбоме детройтских последователей Rush - группы Tiles, знакомстово с чьим творчеством я настоятельно рекомендую всем ценителям и поклонникам канадского трио
Хочется лишь пожелать группе не сдаваться, Rush в очередной раз подтвердили свой статус супер-звезд рок-сцены и дали понять, что 40 лет музыкальной деятельности – еще не срок.