Пробежавшись по всем страницам этой ветки, на удивление не нашёл этого захватывающего фильма. Который, если честно сказать, оставил очень сильное впечатление после его просмотра. Пиджак
/Jacket/
Страна: Германия, США
Год: 2005
Режиссер: Джон Мейбери
Сценарий: Марк Рокко, Мэсси Таджедин
В ролях: Эдриан Броуди, Кира Найтли, Крис Кристофферсон, Дженнифер Джейсон Ли, Келли Линч, Брэд Ренфро, Дэниел Крейг, Стивен Макинтош, Брендан Койл, Макинзи Филлипс и др.
Бюджет: $29 млн.
Продолжительность: 103 мин. 1992 год. Во время военной операции «Буря в пустыне» солдат Джек Старкс чудом остался в живых. Иракский мальчишка выстрелил почти в упор. Перманентная амнезия – не самый плохой исход, учитывая обстоятельства. Несколько месяцев спустя вернувшийся в родной городок Старкс будет обвинён в убийстве полицейского. Проблема в том, что Джек не помнит, что именно происходило в роковую пятиминутку. Последние яркие воспоминания – девочка Джеки и её мама, которым он помог завести машину. Старкса отправляют в сумасшедший дом, где он должен пройти лечение под присмотром доктора Томаса Бекера. У Бекера свои методы, мало сочетающиеся с клятвой Гиппократа. Каждую ночь Старксу вводят наркотики, запирая в камерах-ячейках морга. Подобная «терапия» неминуемо ведёт к разрушению мозга. Лежа в смирительной рубашке в абсолютной темноте камеры Джек мысленно (физически?) оказывается в 2007 году, где встречает повзрослевшую Джеки. Побывав на собственной могиле, Старкс пытается исправить ситуацию в прошлом/настоящем.
Интерес к фильму может быть продиктован, как минимум двумя причинами: 1. «Пиджак» - продюсерский проект студии Стивена Содерберга и Джорджа Клуни; 2. Режиссёром картины выступил англичанин Джон Мейбери, в 1998 году отметившейся эстетским байопиком о художнике Фрэнсисе Бэконе «Любовь – это дьявол». Плюсуем к этому модную в последние несколько лет тему перемещений во времени (достаточно вспомнить «Эффект бабочки»), добавляем хороший актёрский ансамбль, и стремление ознакомиться с конечным результатом становится вполне очевидным.
«Пиджак» Джона Мейбери явно выпадает из общего потока фильмов посвящённых проблемам путешествий в прекрасное далёко. Мысленные телепортации Старкса носят здесь скорее метафизический характер. И дело даже не в том, что до самого конца вопрос о причинах подобных видений остаётся открытым (не стоит забывать о наркотиках насильно вводимых пациенту перед каждым подобным путешествием), а прежде всего в атмосфере фильма, далёкой от прописных канонов фантастического жанра. В конечном счете, перед нами история борьбы с собственным безумием. Из ряда тех, что «всегда с тобой». Безумие, рвущееся наружу во время боевых действий (и в этом смысле своеобразный эпиграф с ранением Старкса в Ираке вполне закономерен), когда человек существует в системе «или ты – или тебя». Вернувшемуся домой солдату вновь приходится бороться за выживание, с той лишь разницей, что операцию по спасению самого себя приходится осуществлять в умиротворяющей обстановке дома для умалишённых.
Предыдущая фильмография Мейбери помогает лучше увязать происходящее на экране с теми смыслами, которые режиссёр пытается «проговорить» в своём фильме. Ждать от ученика Дерека Джармена кондового жанрового повествования не стоит. Наоборот, можно только поприветствовать приглашение подобных режиссёров (для работы в рамках голливудского киномейнстрима) исподволь расширяющих рамки этой узкой в творческом смысле тропинки. Малозаметные детали, работа с актёрами (отдельного упоминания достоин Даниэл Крейг, создавший яркий и запоминающийся образ добродушного психа МакКензи), визуальный ряд – все эти слагаемые выводят «Пиджак» в разряд не просто добротного развлекательного кино, но располагают к более вдумчивому восприятию фильма. Умелое сочетание вышеперечисленных компонентов в итоге являет собой неглупую жанровую постановку, что в эпоху глянцевых однодневок а-ля Голливуд вызывает живой интерес и даже уважение.
P.S. «Пиджак» - дословный перевод оригинала «The Jacket», в то время как в фильме речь идёт о смирительной рубашке, надеваемой на Старкса перед очередным ночным заточением.
(с) Станислав Никулин
Материал взят с Киномании. ру