Сборная России стала победителем командного чемпионата мира по шахматам, который завершился в Бурсе (Турция). В основном составе за российскую сборную выступали москвичи Александр Морозевич, Александр Грищук, Владимир Малахов, Дмитрий Яковенко, а саратовец Евгений Томашевский и петербуржец Никита Витюгов были запасными. В заключительном 9-м туре россияне были сильнее сборной Израиля (3:1). В этом матче свои партии выиграли Томашевский и Витюгов, а Грищук и Малахов добились ничьих. Таким образом, россияне набрали 15 очков и подтвердили титул сильнейших на планете. По два балла им уступили американцы, лидировавшие после 7-го тура, и шахматисты Индии. При равенстве очков сборная США опередила команду Индии по дополнительным показателям, сообщает ИТАР-ТАСС.
Мне состав америкосов нрацца: Накамура, Онищук, Шульман, Акобян. Интарнациональная такая
Большее количество ходов решения в трехходовых задач по сравнению с двухходовыми позволяет проводить разнообразные идеи и строить задачи так, что разыгранные комбинации в основных вариантах могут быть закончены правильными матами. Это существенное отличие трехходовок от двухходовок, где короткое решение и, следовательно, малое изменение в расположении фигур в процессе решения практически исключают возможность представления современных идей при правильных матах.
Тем не менее развитие и усложнение задачных идей привело к аналогичному явлению и в трехходовой задаче. Практически было показано (в частности, Л. И. Куббелем в 1929 г.), что даже одни и те же идеи при близких конструктивных механизмах могут быть выражены как с правильными матами, так и без них, причем в последнем случае комбинации могут быть представлены или в большем числе вариантов или в более усложненном виде. Многие комбинации вообще не могут быть выражены в трехходовой форме с правильными матами. Несмотря на бесспорность высказанных положений, надо констатировать, что трехходовая форма задачи дает все же достаточный простор для выражения самых разнообразных, подчас весьма сложных идей при правильных матах в основных вариантах.
Таким образом, трехходовые задачи можно разделить на две большие группы: задачи с правильными матами и задачи без правильных матов.
Трехходовка с правильными матами лучше соответствует основным художественным требованиям к задаче, так как в идейное содержание включается все решение, в том числе и конечное матовое положение. Большинство трехходовок автора относится к этой группе задач, и сравнительно немного трехходовок составлено без правильных матов.
Современная трехходовка с правильными матами имеет три основных направления, или школы, выдвигающие наряду с требованиями правильного мата еще некоторые положения, считающиеся важнейшими.
Например, чешская школа наибольшее внимание уделяет качеству правильных матов, отсюда и такое строгое требование к использованию белых фигур, тогда как такие столь важные с точки зрения требований других школ моменты, как «стратегические» идеи в игре белых и черных фигур, ложные следы, иллюзорные решения и их опровержения и т. п. являются для последователей чешской школы лишь более или менее полезным и желательным улучшением. Чешская школа создана в основном чешскими композиторами. Наиболее значительным представителем этой школы является чех М. Хавель (род. в 1883 г. ), создавший большое количество выдающихся трехходовых задач.
Классическая школа, кроме обязательно разнообразной матовой картины, в отличие от чешской школы, не предъявляет к правильным матам таких жестких требований в отношении экономии, в частности не выдвигается требование использования в каждом правильном мате всех белых пешек, что почти обязательно в настоящей чешской задаче. Однако требования к качеству ходов белых — первый ход и в особенности вторые ходы в основных вариантах — очень высокие. В задачах классической школы особенно распространены трудные вторые ходы, жертвы и т. и. М. Фейгль (Австрия, 1871—1930), Г. Хиткот (Англия, 1870—1942) Г. В. Марэп (Испания, 1872—1936), Н. Малахов (СССР, 1886—1947) — основоположники этой школы, хотя творчество этих композиторов, как и многих других мастеров — приверженцев этой школы содержит в себе много индивидуальных черт.
Художественная школа требует, чтобы игра в идейных вариантах заканчивалась правильными матами, но качеству и разнообразию матов отводится второстепенная роль. Главное в «стратегических» комбинациях — взаимодействие черных и белых фигур. Поэтому художественная школа черпает идеи главным образом из «стратегической» двухходовки, но использует их в своеобразной форме, соответствующей форме трехходовой задачи с правильными матами. Представителем этой школы являлся чешский композитор Э. Палькоска (1871—1955).
Как явствует из сказанного, каждая из школ выдвигает как важнейшее какой-либо элемент решения (чешская школа — правильный мат, классическая школа — второй ход белых, художественная — «стратегию»), тогда как художественное credo автора не выделять какой-либо элемент или этап решения как основной. Задачу надо рассматривать как художественное произведение в целом, от ложного следа и первого хода до мата. Как только для развития одного художественного элемента приносятся в жертву остальные, так задача как художественное произведение в целом проигрывает. Конечно, это общее требование, которое не может полностью применяться к каждому произведению.
Двухходовые шахматные задачи, несмотря на ограниченность ходов и, следовательно, ограниченность средств для выражения шахматных идей, являются наиболее распространенным жанром искусства шахматной композиции.
В конце 19 - начале 20 века только чешская двухходовка с ее разветвленной и красивой матовой картиной имела всеобщее признание. Блестящие задачи такого плана составлял представитель дореволюционного искусства шахматной задачи в России А. В. Галицкий (1863—1921).
Но требования правильного мата сужают идейные возможности и тем в большей степени, чем меньше ходов решения имеет задача. Поэтому в двухходовке с правильными матами практически невозможно выразить идеи, связанные с защитительными ходами черных, да и возможности сочетания разнообразных матовых картин также оказались ограниченными.
Еще в начале 20-го века выяснилась дальнейшая бесперспективность этого направления в двухходовой шахматной задаче, что послужило развитию нового стиля, называемого теперь «стратегическим» или «ново-американской школой».
Что же представляет собой «стратегический» стиль?
Двухходовая шахматная задача фактически состоит из трех ходов: первого вступительного хода белых, второго ответного, защитительного хода черных и третьего заключительного, матующего хода белых.
Если в двухходовых задачах чешского стиля основа содержания задачи заключалась в правильных матах*, т. е. в позиции после третьего хода белых, то в задачах «стратегического» стиля содержание перенеслось на ход черных. Матующий ход подчеркивал, реализовал, показывал существо комбинации. Например, если в результате защитного хода черных связывалась черная фигура, то матующий ход использовал момент связки, если при защите блокировалось поле, то черные получали мат только потому, что поле у черного короля оказалось заблокированным и т. д. Таким образом, тесная тематическая связь и взаимная обусловленность защитного и матующего хода в двухходовке явилась тем новым принципом, который лег в основу стиля новой школы в шахматной композиции.
Первый ход решения, как в чешской шахматной двухходовке, так и в «стратегической» дкухходовке, являлся лишь вступлением. Это вступление могло быть хорошим, удовлетворительным, плохим, но первый ход не входил в основное тематическое содержание «стратегических» задач. На последующих этапах развития в «стратегических» задачах появились первые тематические ходы, которые подчеркивали, лучше оттеняли содержание задачи, заключавшееся в тематическом единстве ходов черных и матующих ходов белых.
Большое количество ходов решения в четырех- и многоходовых задачах позволяет представлять различные шахматные идеи в усложненном виде. Это усложнение производится главным образом путем удлинения тематических вариантов и последовательного нанизывания комбинаций по мере развития ходов решения.
Сравнительно малая распространенность четырехходовок объясняется как трудностью их решения (поэтому четырехходовки мало популярны в широких кругах), так и трудностью составления.
Правда, как составление, так и решение одновариантных задач так называемой «логической школы» (основоположники Котц, 1843—1918, и Коккелькорп, 1843—1914, выступавшие почти всегда совместно) с короткой угрозой не представляют большого труда, по этого вида задачи ввиду их схематичности сейчас почти не культивируются. Составление же многовариантных задач на цугцванг или с трехходовой угрозой представляют исключительные трудности.
В распоряжении черных три хода, и если нет короткой угрозы, то они могут активно защищаться. Составить четырехходовую задачу с четко действующим многовариантным механизмом без короткой угрозы, в особенности избежать дуалей и закончить основные варианты правильными матами, под силу только опытному композитору, полностью владеющему техникой составления задач. И в этих случаях составление одной четырехходовки требует напряженного труда в течение длительного времени.
B Москве открывается четвертый традиционный командный турнир "Кубок
Quote
Владимира Дворковича". В турнире, который проходит по круговой системе (в 2 круга) примут участие команды из семи стран: России, Украины, Беларуси, Армении, Германии, Польши, Китая, а также команда "Шахматной Гостиной имени В.Я. Дворковича".
В каждой команде – 4 участника, не меньше двух юношей и одной девушки.
Возраст участников – от 12 до 16 лет.
4-й Международный Кубок Владимира Дворковича пройдет с 20 по 27 июня, в день играется две партии. Контроль времени – 60 минут на партию с 5-секундным добавлением. Выходной день – 24 июня.
Материалы по четвертому международному командному турниру по быстрым шахматам среди юношей и девушек «Кубок Владимира Дворковича»
LOST-ABC.RU- Все
используемые аудиовизуальные материалы, размещенные на сайте, являются
собственностью их изготовителя (владельца прав) и охраняются законом. Эти
материалы предназначены только для ознакомления!