Очень важной проблемой при рассмотрении влияния телевидения на массы является влияние его на детей. По мнению доктора психологических наук В.И.Лебедева, именно дети оказываются самой уязвимой для гипнотического воздействия группой, ввиду незащищенности их психики самосознанием. Если раньше воспитанием личности занимались родители или ближайшие родственники, то сейчас, эти функции взял на себя телевизор. В отличие от родителей, телевизор никогда не отстраняется от юных зрителей, удовлетворяет их духовные потребности и наставляет их в жизни.
Дети, из-за отсутствия у них полного сознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким телевизионным передачам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным.
Итак, рассмотрев некоторые факторы внутреннего душевного состояния, благоприятствующие внушению человека, а также специальные методы усиленного гипнотического воздействия на психику, делается вывод словами психотерапевта А М.Кашпировского что, "благодаря телевизионному воспроизведению, внушаемость с экрана многократно увеличивается".
Теперь - процесс внушения, осуществляемый путем словесного воздействия на человека.
В зависимости от склада и состояния нервной системы, внушение происходит либо в первой стадии гипноза, для которой характерно ощущение покоя, расслабление мышц, сохранение связи с окружающими и способность противостоять словесному внушению, либо во второй, более глубокой, для которой характерны сонливость, оцепенение, пассивная подчиняемость внушению.
Основой внушения в гипнотическом состоянии является возможность поддерживать связь телевизора с человеком и высокую концентрацию внимания на экране и телевизионном сообщении. Это звуковое воздействие, как правило, не прерывает гипнотического состояния и влияет на психику зрителя в соответствии с содержанием сообщения.
Характер словесного внушения зависит от психического состояния, особенностей личности, а также цели, которую утверждают внушением. Подобную аналогию можно провести и по отношению к многочисленной аудитории. "Чем специфичней, жестче аудитория, - пишет Кашпировский, - тем продуманнее, совершеннее должны быть методы ведения" словесного воздействия. Собрав, огромнейший опыт в телевизионном внушении, он указывает, что для изменения поведения человека или общества необходимо изменить установку либо передачу.
Зная силу телевизионного внушения, он также говорил и о методе внушения при работе с массами: "Создавая определенные установки, мы ориентируем общество на какие-то моральные поступки". "Телевнушение - средство манипулирования общественным сознанием", - отмечает кандидат медицинских наук Ю.Савенко и продолжает: "Оно еще и средство телеманипулирования общественным мнением". Достаточно вспомнить, как отреагировала миллионная аудитория на кончину телелюбимца В.Листьева.
Страна погрузилась в глубокий траур, которого не было, когда в Грозном гибли сотни военных, молодых ребят. Таким образом, с помощью телевидения огромные массы населения и отдельные личности можно заставить совершать определенные действия.
Сидящий перед экраном человек приводится в гипнотическое состояние, следовательно, - пишет психолог А.Мори, - он "находится во власти того, кто производит впечатление на его чувства или воображение. Экспериментаторы утверждают, что можно не только напомнить ему некоторые мысли, но и навести его на те, какие имеешь сам, и насиловать таким образом его волю.
Чувства в этом состоянии делаются до такой степени пассивными или впечатлительными, разум до такой степени утрачивает реактивную силу, что достаточно сообщить внушаемому мысль или вызвать в нем ощущение, ее порождающее, чтобы он воспринял ее, не замечая, что она пришла к нему извне: он смотрит на нее, как на свою собственную, он верит во все, что говорят ему, он ощущает все, что ему напоминают".
Вспомнив один из факторов усиления внушения - гипервнушаемость от частых гипнотических сеансов, а также приняв в расчет то, что люди смотрят телевизор каждый день и, следовательно, то, что они подвергаются ежедневному телевизионному внушению, можно прийти к важному заключению, высказанному руководителем лаборатории творческого анализа В.Райковым: "Снарастанием внушаемости у пациента происходит качественный скачок в его восприимчивости.
Даже обычное внушение, проведенное в это время гипнологом (а в нашем случае - телевизором), дает сильнодействующий эффект. Человек как бы автоматически выходит на сверхреактивный уровень управления". Являясь игрушкой посторонней воли, человек испытывает расстройство нервной системы, ослабление внимания и воли, что открывает свободный ход самопроизвольным, навязанным идеям.
Но может возникнуть возражение, что есть такие личности, которые не поддаются телегипнозу. Именно телевизионному внушению вследствие различного строения и состояния душ подвергаются в основном слабосильные, слабовольные и мягкие сердцем.
Это отмечал В.М.Бехтерев в своих исследованиях, однако "невольное внушение при естественном общении одного субъекта с другим происходит незаметно для лица, на которое оно действует, а потому обыкновенно и не вызывает с его стороны никакого сопротивления. Оно действует медленно, но достаточно верно", т.е., делая вывод из слов Бехтерева, любой человек с сильной волей, умом и психикой безсознательно подвергается внушению через ту массу людей, которая поддалась воздействию телегипноза.
В итоге,вся масса народа слепо подвергается внушению. Сеансы психотерапии Кашпировского проводились по официальному первому телевизионному каналу с определенной целью, которую ясно выразил кандидат медицинских наук Ю.Савенко: "Вызываемый эффект-индикатор уровня иррациональности общества, а точнее сказать, мистичности общественного сознания, что отражает меру его кризиса. Телесеансы не имеют отношения к психотерапии!
Различают следующие виды такого массового внушения:
1. Успокаивающее воздействие, направленное на успокоение, ослабление болезненных ощущений или смягчение эмоциональной реакции на болезнь (с целью успокоения общества телевидением умышленно скрывается статистика самоубийств, абортов, криминальных преступлений; смягчается катастрофическое состояние экономики, экологии и духовной нравственности народа).
2. Коррелирующее воздействие, призванное выработать определенное отношение к кризисам общества и ослабить негативную значимость причин кризиса. Слепая беспорядочная масса (под влиянием этого вида внушения) движется в том направлении, которое ей даст тщательно продуманная и заранее сформулированная установка. В этой связи особенную тревогу вызывает распад некогда могущественного государства и создание на этой почве взаимной вражды между двумя православными братскими народами России и Украины. Всякая нежелательная информация, основная идея которой не совпадает с официальной информационной доктриной (идеи Православия, патриотизма, разумные решения в плане государства и экономики) обязательно изглаживается, вытравливается последующим показом фильмов и передач с отвлекающим или явно противоположным содержанием.
3. Стимулирующее воздействие, имеющее целью мобилизовать компенсаторные механизмы и повышение социальной активности больного общества. Для примера можно упомянуть телевизионное насаждение нового для нас принципа жизни общества - демократии. Для доказательства мнимой важности их воплощения в жизнь ведется показ видеорепортажей о плодах демократии в западных странах, а особенно в США. И масса, под воздействием их, воплощает эту мировую "благоприятную" идею в жизнь.
Нередко информационные программы передают о распространении фашизма и сразу же добавляют, что корни его следует искать в Православии и патриотизме. Обыватель начинает отрицательно относиться к Православию, которое ничего общего с фашизмом не имеет. Все эти виды внушения проводятся при строгом учете и контроле психического состояния больного общества. Истинное знание состояния общества позволяет подвергать его планомерным и систематическим внушениям, не вызывая в нем болезненных, нежелательных уклонений от цели внушения. Важно заметить, что чем более общество или личность находятся в состоянии истерии, гнева, отупения и подавленности, тем более в их сферу проникают чуждые идеи и задачи.
Имея представления о влиянии телевидения на поведение массы и отдельных личностей, мы можем раскрыть для себя средства духовного закабаления общества.
Во-вторых, следует отметить пропаганду насилия, жестокости, пошлости и т. п. Журналист Р.Стрельников пишет: "Освобождение зрителей от всяких моральных запретов стало умышленной и постоянной идеологической позицией (телевизионных корпораций всего мира), насаждающей культ кулака, садизма и порнографии.
Телевидение стало подлинной школой насилия, а телефильм - своеобразным пособием по насилию. Их герои всегда красивы и обаятельны. Их играют популярнейшие "звезды" Голливуда. Многие в совершенстве владеют приемами каратэ, стреляют без промаха. Деньги так и текут им в руки. И телезрителю, естественно, приходит на ум - если хочешь жить, как эти герои, то будь таким, как они жестоким и безпощадным. Доллары и культ силы давно уже стали содержанием жизни как американского общества, так уже сейчас и людей всего мира. Искусственно культивируемые с помощью телевидения насилие и жестокость обернулись в истории США (например) гигантской волной преступности".
Естественно вытекающий отсюда вывод: телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По признанию доктора психологических наук В.Лебедева, телевидение и "пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна (!)".
Шаги, предпринятые ими в этом направлении, уже известны:
1. Создание единого правительства СБСЕ.
2. Создание единой компьютерной сети.
3. Создание единой телефонной связи.
Следующим шагом является создание единого европейского телевидения. Это достигается посредством спутниковой связи. Телевещание таким образом одновременно охватывает расстояние от берегов Франции до Дальнего Востока. Средства массовой информации (и почти вся печать) уже находятся в ведении и контроле мирового сверхправительства, поэтому-то самое малейшее наше общение с телевизором влечет за собой постепенную полную управляемость сознанием и жизнью человека.
Современный человек не допускает даже мысли, чтобы вообще не смотреть телевизор. Он боится "отстать от жизни", не быть "в курсе" всех событий, уменьшить свой "кругозор"... Однако несмотря на то, что атеист или человек нецерковный (невоцерковленный) смотрит телевизор каждый день, он вроде бы "в курсе", у него, как принято считать, "широкий кругозор", но он не знает истинных причин происходящих событий, сути происходящего и каков будет результат происходящего.